VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ системы налогообложения естественных монополий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008106
Тема: Анализ системы налогообложения естественных монополий
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	2

	Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения естественных монополий. Зарубежный опыт налогообложения	5

	1.1 Понятие монополии. Роль и значение в экономике	5

	1.2  Механизм регулирования деятельности монополий в РФ	11

	1.3 Зарубежный опыт регулирования естественных монополий: налоговые аспекты	17

	Глава 2. Анализ системы налогообложения естественных монополий	22

	2.1 Сравнительный анализ систем налогового регулирования монополий США и России	22

	2.2 Сложность налогообложения естественных монополий. Арбитражная практика	27

	2.3 Динамика налогообложения естественных монополий в современной России	32

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	37

	СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ	39





















ВВЕДЕНИЕ



Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства являются налоги. Формирование бюджетов различных уровней напрямую зависит от налоговых поступлений, в результате чего своевременная уплата налогов позволяет решать не только текущие, но и стратегические общегосударственные и общенациональные задачи.

По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и о планах бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги - это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

Тема налогообложения естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна. В современной России естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении устойчивого развития национальной экономики. Они не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое значение в решении социальных вопросов.

Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

Монополия – это неоднозначное явление, обладающее положительными и отрицательными свойствами, которые вызывают споры. Как разновидность монополистической структуры, она сочетает в себе все негативные проявления монополизации рынка и может приводить к злоупотреблению неограниченной рыночной властью. Но с другой стороны, выступая необходимым элементом воспроизводственного процесса и представляя общественно значимые отрасли, естественная монополия играет важную положительную роль в рыночной экономике.



При этом монополии являются наиболее устойчивыми отраслями экономики, а их деятельность тесно интегрирована во все сферы социальной и экономической жизни. 

Естественные монополии функционируют в наиболее общественно значимых сферах деятельности, таких как передача электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, обслуживание транспортных терминалов, портов, аэропортов, общедоступная электрическая и почтовая связь. В связи со спецификой характера предоставляемых услуг и технологии их доведения до потребителя данные институты имеют большую по сравнению с другими монопольными структурами возможность реализации своих интересов за счет общества. На практике это проявляется в росте цен и тарифов на услуги естественных монополии при устойчиво низком качестве, что говорит о том, чтобы правильно регулировать рост цен и тарифов с помощью налоговых механизмов. Поэтому появляется проблема эффективности государственного налогового регулирования деятельности естественных монополий.

Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Целью данной курсовой работы является – рассмотреть пути реформирования налогообложения естественной монополии в России на примере отрасли электроэнергетики.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 

1. Определить сущность понятия естественная монополии; 

2. Рассмотреть пути регулирования деятельность монополии;

3. Проанализировать зарубежный опыт налогообложения монополий

4. Изучить арбитражную практику налогообложения 

5. Выделить и раскрыть пути реформирования налогообложения деятельности естественных монополий;

Объектом исследования являются естественные монополии в России.

Предметом исследования является налогообложение естественных монополий в РФ и за рубежом.

Структура курсовой работы. Курсовая работа включает введение, 2 главы и список использованных источников. Работа в объеме …. Страниц.







































Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения естественных монополий



1.1 Понятие монополии. Роль и значение в экономике



Термин «монополия» происходит от греческого «monos polein» –«единственный продавец». Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.  Существует множество точек зрения на определение понятия монополии.

К. Маркс рассматривал монополию как объединение капиталистов, возникающие на основе высокого уровня концентрации и централизации производства и капитала, получающие благодаря своему высокому удельному весу в экономике возможность устанавливать монопольные цены, извлекая сверхприбыль.

В. И. Ленин под монополией понимал соглашение или объединение капиталистов, сосредоточивших в своих руках производство и сбыт значительной части продукции в отрасли в целях установления высоких цен на товары и получения монопольно высокой прибыли. Он представил монополию в качестве основного признака империализма и как особую стадию в развитии капитализма.

Так же определение монополии дал и А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он пишет, что монополия определяется ситуацией, когда продавец имеет исключительное право на продажу. 

В общем понимании монополия -  это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей [1, с. 4-10]. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Можно сделать вывод, что монополия - это ситуация на рынке, когда присутствует единственный продавец или производитель товара способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги, имеющий решающую роль в какой-либо сфере деятельности. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: административная, экономическая и естественная.

В своей работе я решила остановиться на рассмотрении естественной монополии.

Естественная монополия определяется Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". 

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [28].

Естественная монополия обладает отличительными признаками, такими как:

1. Низкая эластичность спроса;

2. Спрос на товары и услуги отраслей естественной монополии практически не зависит от изменения цен, в отличие от спроса на другие виды продукции, которые имеют близких заменителей;

3. Высокие барьеры входа на рынок; 

4. Собственность на определенные виды сырья. Некоторые компании являются монополистами, благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монопольного продукта

Сферы деятельности естественных монополий [28]:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Транспортировка газа по трубопроводам;

Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Существует противоречие монополизации экономики, оно  заключается в том, что чисто экономически этот процесс очень выгоден обществу. Поэтому общество не может упразднить монополии, а напротив, вынуждено в своих экономических интересах способствовать их развитию. Но с усилением монополий неизбежно усиливается и их власть. При некотором критическом уровне этой власти монополии могут попытаться захватить власть в обществе, с тем, чтобы подчинить его себе и эксплуатировать общественные ресурсы в своих интересах, сделать так, чтобы общество служило монополиям, а не монополии обществу.

В свою очередь монополии должны регулироваться государством, так как  в них входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы. Рынок сам по себе не в состоянии ими управлять и контролировать их деятельность. Эти функции могут выполнять только государство и общество в целом. Что вызывает некоторые проблемы монополий.

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес и дискуссии среди экономистов. Эта проблема связана с развитием различных форм конкуренции, которые в свою очередь неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические, и социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ какая рыночная ситуация «лучше» позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода. 

Роль монополистических объединений в экономике очень велика. Можно говорить о том, что монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. 

Поэтому экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций. Создание и успешное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата, поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. 

В Российской Федерации на данном этапе экономического развития проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической [3, 32-37].

Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги, транспортировка газа и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

В Указе Президента РФ от 28.04.1997 г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» заложены правовые основы реформирования естественных монополий. 

Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения в отдельном секторе экономики, что невозможно без каких-либо экономических и юридических оснований. Юридические основания и принципы использования правового режима монополий должны быть обозначены именно в федеральном законном акте с учетом ограничительных функций этого института. При подготовке подобных актов следует иметь в виду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими, технологическими особенностями производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность, запрещенная в п. 2 ст. 34 Конституции РФ. Ведь функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей.

Монополизм представляет собой серьезную проблему, так как предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов, что приводит к нежелательным социально-экономическим последствиям и возможно к деформации рынка. Монополии являются составной частью любого развитого государства. Их деятельность влияет на все сферы современного общества: политическую, экономическую, социальную. Учитывая характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.





1.2  Механизм регулирования деятельности монополий в РФ



В Российской экономике естественные монополии играют важную роль. Правительство регулярно издает законы и указы, относимые именно к отраслям естественных монополий. Наиболее активно регулируемой отраслью является электроэнергетика, так как она обслуживает все отрасли промышленности, а так же удовлетворяет потребности населения.

Наиболее распространены три формы государственного регулирования:

Структурное регулирование. Определяет, каким компаниям предоставляется право, или на какие компании накладывается обязательство участвовать в определенных видах деятельности; устанавливает потребности в создании новых инфраструктур; распределяет лицензии на введение распределения и прочие;

Регулирование поведения. Осуществляется напрямую - через установление цен или тарифов или косвенно - через налоговую политику и политику субсидий. В целом данная форма регулирования включает меры, принимаемые государством для контроля за поведением фирмы;

Регулирование через систему стандартов. Используется в таких вопросах, как социальная политика, охрана окружающей среды, безопасность, которые не могут найти прямого разрешения через рынок.

В данной работе будет рассмотрено регулирование поведения фирмы через налоговые механизмы. Для уменьшения выгод монопольного положения на рынке могут использоваться налоги, сокращающие положительную экономическую прибыль предприятия-монополиста. Налоговое регулирование необходимо для справедливого определения тарифов для различных типов потребителей; стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению обслуживания, повышению инвестиций и т.д. Поскольку прибыли естественной монополии напрямую зависят от государственного регулирования данной сферы, естественная монополия нередко оказывается в поле зрения правительства.

Естественные монополии облагаются общегосударственными и местными налогами, но действие налоговой системы приводит к различным последствиям в монополизированном сегменте отраслевого рынка. Можно рассмотреть реакцию естественных монополистов на налоговое регулирование.

Повышение ставки налога (введение новых налогов) при фиксированном тарифе снизит доходы, усилит проблему рентабельности производства, ухудшит финансовое состояние, сократит собственные инвестиционные ресурсы, приведет к сокращению объемов убыточных видов деятельности.

В результате налогового регулирования естественные монополии будут оказывать следующее воздействие на экономику: при повышении налогов правительству придется поднять тарифы естественных монополий или дотировать аналогично обратной реакции при ценовом регулировании, то есть увеличится нагрузка на бюджет, возникнет инфляция издержек, ухудшится положение производственной и социальной сферы.

Допустимая цена устанавливается на уровне, когда цена равна предельным издержкам.

В соответствии с правилом MC=MR (предельный доход= предельным издержкам) монополист сам, без государственного принуждения, будет стремиться произвести объём продукции соответствующий точке пересечения кривых  MC и MR. Данный вариант имеет недостатки:

Установленный государством  уровень цен связан со средними общими издержками;

Государство, устанавливая цену, может закрепить за монополистом получение экономической прибыли, либо нанесение ему убытков.

Наличие у монополиста постоянной экономической прибыли равносильно налогу на потребителя, в случае получения убытков монополист может их покрыть только за счет государственных субсидий.

Если же цена устанавливается по правилу: P=ATC=D (цена = средним общим затратам = спросу)

В этом случае монополист не получает экономическую прибыль и не несёт убытков. Недостатки данного способа являются  наличие дефицитов продукции, что требует дополнительного увеличения за счет других способов.

Так же применятся косвенное регулирование монополий.

Налогообложение продукции

           Введение налога приводит к росту издержек, монополия уменьшает выпуск продукции и повышает цену, поэтому при введении налога необходимо учитывать эластичность спроса на продукцию.

При высокой эластичности рост цены будет меньше роста налога, что приведёт к перераспределению монопольной прибыли в пользу потребителя.

При низкой эластичности спроса введение налога приведёт к понижению благосостояния потребителя.

2. Налогообложение прибыли:

Осуществляется с целью изъять у монополиста часть прибыли, оставив ему лишь нормальную прибыль. Не влияет на уровень цены и объём выпускаемой продукции.

Международный опыт трансфертного ценообразования имеет большее количество методов установления цены с учётом рыночных условий.

Основополагающим принципом руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию является принцип «вытянутой руки», который состоит в том, что взаимозависимые компании функционируют «рука об руку» и в своих финансовых отношениях применяют цены, отличные от рыночных. Независимые компании находятся друг от друга «на расстоянии вытянутой руки», применяя цены, формируемые под действием рыночных факторов. В свою очередь, государство корректирует такие нерыночные цены, как если бы компании были независимыми. Основным преимуществом руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию является установление равных условий, как для компании-налогоплательщика, так и для налоговых органов в странах, законодательство которых основывается на положениях ОЭСР. 

В международной практике выработаны методы определения соответствия цен сделок рыночному уровню, которые подразделяются на традиционные и методы, основанные на анализе прибыльности сделок. К традиционным методам относятся такие методы как метод сопоставимой неконтролируемой цены, метод цены последующей реализации и затратный метод. К методам ОЭСР, основанным на анализе прибыльности сделок, относятся метод сопоставимой рентабельности и метод распределение прибыли.

Среди них выделяются следующие методы: 

1. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным и используется при наличии на соответствующем рынке нескольких или одной сделки, удовлетворяющих определенным условиям, и достаточной информации о таких сделках;

  Суть этого метода заключается в том, что цена товаров, предназначенного для реализации между подразделениям комапании, сравнивается с ценой аналогичных товаров по сопоставимым сделкам (т.е. с реализацией на сторону и приобретением со стороны) с учётом схожести экономических обстоятельств совершения сделки. Методические рекомендации ОЭСР к ним относят характеристику имущества или услуг, договорные условия, уровень рисков, экономические обстоятельства, определяющие сделку и др. Налоговый Кодекс РФ к таким обстоятельствам относит также количество (объём) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. По результатам анализа с учётом выявленных различий определяется трансфертная цена, которая принимается в качестве окончательной цены по данной сделке.

2. В случае если отсутствуют основания для использования метода сопоставимых рыночных цен, используется метод последующей реализации.

Его применение целесообразно в следующих случаях: отсутствуют на соответствующем рынке сделок по аналогичным товарам, работам, услугам, которые необходимы для применения метода сопоставимой неконтролируемой цены; невозможно определить соответствующие цены по сопоставимым сделкам ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены; имеются различия между заключаемой и сопоставимыми сделками, оказывающие на их цены несомненное влияние, которое очень сложно измерить.

Данный метод заключается в том, что в качестве трансфертной используется цена, по которой товар, приобретенный у внутреннего подразделения компании, перепродается другим подразделением стороннему покупателю, за вычетом суммы обычных в подобных случаях затрат, понесенных подразделением-покупателем при перепродаже и продвижении на рынок.

 Для определения суммы затрат используются данные по сопоставимым сделкам. Можно также использовать фактические документально подтвержденные издержки подразделения-покупателя с учетом требований главы 25 Налогового Кодекса РФ.

3. Затратный подход подразумевает анализ издержек подразделений при производстве определенного вида продукции и предполагает использование одного из трех возможных вариантов расчета себестоимости: на основе полных затрат; на основе переменных затрат; на основе нормативных затрат. 

4. Метод распределения прибыли.

Сущность метода заключается в том, что вначале определяется прибыль, которая в дальнейшем будет распределяться между сторонами. Затем – распределяется прибыль в соответствии с ожиданиями, которые были бы в соглашениях между независимыми лицами.

5. Метод чистой прибыли по сделке.

Операционная прибыль (после прямых и косвенных издержек) в процентах от продаж, издержек или активов должна быть установлена на уровне аналогичном уровню прибыли того же налогоплательщика по неконтролируемой сделке. Если это невозможно, можно использовать сопоставимую сделку между полностью независимыми лицами.

Ни один из методов не является универсальным, поэтому нельзя отрицать применимость отдельных методов в конкретных ситуациях. Принцип заключения сделок на рыночных условиях не требует применения более одного метода. Тем не менее, в сложных случаях, когда ни один из подходов не дает однозначного ответа, возможно использование результатов применения нескольких подходов. Во многих странах принята практика законодательного закрепления очередности применяемых методов. Следовательно, невозможно назвать наиболее рациональный и универсальный метод. В каждой конкретной ситуации менеджер сам решается, какой метод, их комбинацию или последовательность выбрать.

Не каждый метод налогообложения естественной монополии эффективен. Изъятие в государственный бюджет части уже полученных доходов в форме налога на прибыль является относительно эффективным способом налогообложения, но в таком случае государству трудно обосновать дифференциацию налоговых ставок для различных отраслей. Что касается косвенного налогообложения, в частности, введения высоких акцизов на продукцию естественной монополии, оно может оказаться малоэффективным, либо даже приведет к отрицательным последствиям. 





1.3 Зарубежный опыт регулирования естественных монополий: налоговые аспекты



Государственное регулирование естественных монополий в развитых странах опирается на несколько стратегий, среди которых наиболее эффективной является стратегия, базирующаяся на модели ценообразования, ориентированной на работу естественных монополий в условия «второго наилучшего решения». Выбор метода налогового регулирования осуществляется применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности [14, с. 342-347].

При этом учитывается стимулирующая роль методов в повышении качества производимых товаров и в удовлетворении спроса на них, также оценивается обоснованность затрат.

В США понятие монополии применяется к фирме или к группе фирм, обладающих таким влиянием на конкретном рынке, которое позволяет подавлять конкуренцию, регулировать объем и условия поставок и фиксировать цены, нанося ущерб потребителю. При этом абсолютный размер хозяйственной единицы не предопределяет ее монопольные позиции в отрасли или на рынке. Фирма, независимо от ее величины, становится монополией, если ей принадлежит подавляющая часть продаж на конкретном товар­ном или географическом рынке.

Так же на практике в США отказались от ценообразования в естественных монополиях на основе предельных издержек. Доминировавшей до недавнего времени здесь практикой регулирования отраслей естественной монополии было ограничение нормы прибыли, осуществляемое на основе надбавки на издержки. Компаниям разрешалось получать чистый после налоговый доход в известных пределах. Государство устанавливает цену на уровне средних издержек, которую называют "ценой, обеспечивающей справедливую прибыль". Но такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых благ в сравнении с оптимальным случаем, потребители получают, тем не менее, больше, чем в случае нерегулируемой естественной монополии. При такой системе все аспекты деятельности компаний - тарифы, инвестиции, прибыльность - подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных органов (в США - соответствующей Федеральной комиссии, органов штатов, графств и муниципалитетов).

Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать несправедливой дискриминации. Поэтому тариф должен устанавливаться по каждому виду продажи или характеру услуги, что обычно требует разбивки по ним общих издержек на основе какого-либо принципа, например, объемов производства, размеров продаж, величине прямых издержек, получаемых прибылей и т.п.

Процедура определения тарифа состоит из трех этапов - выявление текущих издержек, инвестиций и задание нормы прибыли на инвестиции.

В данный период времени в США отходят от данного тарифа и все больше используют трансфертную цену для целей налогообложения.

Ограничение негативных последствий деятельности монополий ведется по нескольким направлениям. Среди них: прогрессивное налогообложение доходов фирм, налоги на сверхприбыль. Монопольный налог - (англ. monopoly tax) - налог, который взимается государством со сверхприбыли, получаемой монополистом. При этом законы о конкуренции, как правило, не распространяются на инфраструктурные отрасли (транспорт, банковское дело, коммунальные службы — снабжение водой и энергией). Зачастую не затрагивают они и добывающую промышленность — добычу угля, производство стали. В этих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на рынок. Считается, что здесь конкуренция не может способствовать успешному выполнению возложенных на данные отрасли функций [15,323-326]. В этих отраслях велик удельный вес государственных предприятий, поскольку главное для них не прибыль, а удовлетворение потребностей общества.

Налог на доходы от продажи капитальных активов взимается по той же ставке, что и в целом с дохода корпорации (максимально 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода.

Одним из наиболее важных вопросов является соотношение налоговых платежей естественных монополий, составляющих доход государства, и так называемых рентных доходов, остающихся в распоряжении организаций. Именно на основе поиска оптимальности этого соотношения формируется государственный подход к регулированию цен естественных монополий. Позиция правительства в отношении естественных монополий предполагает их реструктуризацию и отделение функций государственного управления от хозяйственных, что приведет и к отделению профильного финансирования, а это, в свою очередь, должно сделать их деятельность более прозрачной. При этом прослеживаются два направления регулирования цен естественных монополий. 

Первое — отслеживание расходов, и прежде всего обоснованность инвестиционных программ. 

Второе – оценка масштабов использования, так называемого трансфертного ценообразования, в результате которого, например, цена нефти, по данным бухгалтерской финансовой отчетности, оказывается отличной от так называемой справедливой рыночной цены. 

Применение рыночных цен при налогообложении соответствует мировой практике, поскольку при применении трансфертных цен величина налогов оказывается не определенной законодательно, а зависит от решений руководства интегрированных компаний. Главная цель введения трансфертных цен на практике — это минимизация налогообложения внутрикорпоративных расчетов и таможенных платежей, а также аккумулирование прибыли в сбытовых структурах, зарегистрированных в зонах с льготным налогообложением. 

Данный метод работает так: производственные компании поставляют продукцию по трансфертной цене, которая намного ниже рыночной, родственным сбытовым компаниям, зарегистрированным в оффшорной зоне (иностранной или внутренней). Сбытовики реализуют товар по рыночной цене, получая сверхприбыль, с которой не платятся налоги. По данным журнала The Economist, на базе трансфертных цен сегодня осуществляется 30-50% мирового экспорта товаров и услуг. Используя механизм трансфертных цен, монополии добиваются снижения налоговой нагрузки в среднем на 10-15% [22, 94-95]. 

Трансфертные цены внутри бизнеса устанавливаются таким образом, чтобы не оставлять на основном предприятии ничего сверх необходимого для покрытия производственных издержек минимума средств. Таким образом, общая прибыль бизнеса аккумулируется на счетах снабженческо-сбытовых фирм, выполняющих роль центров прибыли.

Одно из существенных отрицательных последствий практики использования трансфертных цен — невыгодность внешних инвестиций и кредитования таких предприятий, которые не показывают свою прибыль. Как правило, данные о трансфертных ценах ограничены, они составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние могут быть в несколько раз выше при продаже на рынок. Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие. 

В последнее время в США под воздействием британского опыта сложилась модель, совмещающая черты регулирования и нормы прибыли, и тарифа. Тем не менее, регулирование нормы прибыли в США все еще сохраняется.  

Можно заметить, что наименьший объем налогового регулирования на естественные монополии относится к Соединенным Штатам Америки. Но так же существует факт прямого государственного регулирования цен (например, установление специальными комиссиями тарифов на электроэнергию и др.). В других странах степень государственного вмешательства больше.

Соединенные Штаты в настоящее время переживают период исчезновения естественных монополий. Естественные монополии существуют в США лишь в нескольких отраслях, главным образом, в телекоммуникациях и энергораспределении. Государство с помощью законодательных органов определяет сферы и районы, где по тем или иным причинам было бы чрезвычайно неэффективно существование более чем одной компании и где, соответственно, конкуренция нежелательна.

Современные тенденции в сфере электроэнергетики США обусловлены условиями ее формирования. Практически с самого начала она была представлена множеством конкурирующих компаний. Компании укрупнялись и, когда в 1930-е годы конгресс понял, что производство и распределение энергии приобрело характер общенациональной отрасли, он начал регулировать этот сектор в попытке защитить интересы потребителей. В течение 40-х, 50-х, 60-х годов цена электроэнергии сократилась более чем на 50 % по сравнению с ценами в целом, ежегодно производство нарастало на 7 %. Однако в 70-е годы цены на электроэнергию и газ резко поднялись из-за чрезвычайной зависимости этой отрасли от двух компонентов, стоимость которых возросла, - топлива и капитала [30, 879 с.].

Коммунальные хозяйства до сих пор выступают в роли ее монопольных производителей по отношению к потребителям.

Так же можно рассмотреть, что в краткосрочной перспективе в наибольшем выигрыше от исчезновения естественной монополии и появления конкуренции в энергоснабжении, вероятно, окажутся крупные промышленные компании, которые ведут активную лоббистскую кампанию в этом направлении. В масштабах страны индивидуальные клиенты сейчас платят на 75 % больше за электричество, чем его промышленные покупатели [30, 879 с.]. Частично это вызвано тем, что энергию дешевле транспортировать оптом. 



































Глава 2. Анализ системы налогообложения естественных монополий в отрасли электроэнергии



2.1 Сравнительный анализ систем налогового регулирования монополий США и России



Налоговое регулирование естественных монополий в России разрабатывалось по аналогии с налоговым законодательством США, между тем экономические ситуации двух этих стран различаются в достаточно сильной степени. В частности, налоговое законодательство монополий США разрабатывалось в условиях, когда существовавшая система классической свободной конкуренции стремилась законсервировать себя, остановив естественный процесс укрупнения капитала, делающий функционирование рыночной экономики более эффективным. Заслугой экономической системы США явилось не наличие в ней налогового законодательства, а.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%